Фото: Зоя Игумнова
Театр на Таганке представил премьеру спектакля «Петербург», поставленного по одноименному роману Андрея Белого. Его главная тема очень созвучна дню сегодняшнему — терроризм и неразбериха в головах граждан.
«Петербург» признают лучшим произведением Андрея Белого. Сложная проза с массой подтекстов, намеков, иносказаний. Набоков ставил его вровень с «Уллисом» Джойса. Действие романа разворачивается в канун первой русской революции 1905 года. Петербург — как перегретая сковорода, кинь кусок мяса и останутся одни угольки.
Главный герой — Николай Аполлонович Аблеухов (Никита Лучихин). Нервный молодой человек, попавший под влияние бомбистов-террористов из-за некогда данного им обещания. Не в силах противостоять давлению новых друзей он соглашается на их предложение, не зная, что именно от него требуется. А цель террористов — расправиться с самодержавием, хотя бы через его чиновников.
Первой жертвой избран отец Коли, Аполлон Аполлонович Аблеухов (Сергей Трифонов) — старый бюрократ, честно и неподкупно исполняющий свой служебный долг. Бросить бомбу поручается его собственному сыну — тому Николеньке, которого он любил и воспитал.
Весь Петербург у режиссера поместился в детскую комнату, где на кроватке, скрутившись клубочком, притулился взрослый парень, будущий отцеубийца. Отец появляется из темноты открытых дверей. При параде, в золоченом камзоле. За руку он держит маленького мальчика в бескозырке и матросской форме. Идиллическая картина, напоминающая фотографии последнего императора с наследником. А из детского комода с мишками и куклами, как черти из табакерки, появляются изуродованные участники террористической ячейки.
Фото: Зоя Игумнова
Бомбистки выходят из шкафа. Сексоты и ницшеисты прорываются сквозь обои. Всё вокруг Николая Аблеухова шипит, топорщится, подстрекает взять сверток с бомбой, да и повернуть рычажок, запустив страшный механизм. Волею случая отец не погибает, бомба не взрывается, но заряженный на террор сын ранит отца кинжалом.
Николай ищет утешения у вдруг вернувшейся из Испании матери. Непутевая женщина бросила маленького сына и сбежала с любовником. Героиня Ирины Апексимовой будто не в себе — парит в облаках, пританцовывает и на мир глядит сквозь вуаль белоснежной шляпы. Остальные герои «Петербурга» смотрят на зал сквозь черные линзы.
— Текст романа Андрея Белого сейчас имеет очень современное звучание: как и почему от многих благородных и разумных идей мы скатываемся к насилию и убийству. Почему сегодня люди идут в ИГИЛ, запрещенную в России террористическую организацию? Что заставляет образованных и вполне благополучных людей вступать на этот путь? Мне хотелось понять механизм этого превращения, — делится замыслом режиссер спектакля Вячеслав Тыщук.
Фото: Зоя Игумнова
Идея постановки родилась из «Репетиций» — творческой лаборатории Театра на Таганке. На сцене уже идут опробованные там «Кориолан» и «Золотой дракон». Таким образом, театр ищет «своих» режиссеров. Они не обязательно должны следовать стилистике Юрия Любимова, но держаться в рамках старой Таганки, не допускать пошлости — основные установки для его последователей.