Мольеровский «Тартюф, или Обманщик» был написан еще в 17 веке, но лейтмотивы пьесы — ханжество, лицемерие и безответственность — всегда были свойственны человечеству в той или иной мере. Все члены семьи Оргона, включая его самого, заняты бесконечным выяснением отношений и упускают возможность увидеть комичность своего быта. На фоне этой суеты появляется он — Тартюф, лжец и обманщик, готовый воспользоваться ситуацией и поставить финальную точку в этой катастрофе. Вопрос напрашивается сам по себе — а не сами ли мы создаем таких «тартюфов»?
«Lё Тартюф. Комедия» — постановка, которая переосмысляет традиции французского фарса, жанра комедии, для которого характерно внешнее проявление комических приемов. Фарс тут проявляется во всем. Режиссерские решения Юрия Муравицкого привносят панк-рок эстетику в классическую пьесу Мольера, предлагая сначала посмеяться над собой, а уже потом — задуматься о вечном. Сценография спектакля выполнена в виде большой белой комнаты, сцены внутри сцены, которая претерпит кардинальные изменения по ходу развития сюжета. Костюмы и грим артистов нарочито гротескны — ведь все в доме Оргона живут в «масках», их просто невозможно воспринимать всерьез.
Юрий Муравицкий, режиссер: «Хочется реабилитировать комедию, которую принято считать «низким» жанром. Смех, как и слезы, имеет очищающий эффект. Дает возможность посмотреть на себя cо стороны. Наш спектакль играет с эстетикой площадного театра и его карнавально-фарсовой природой».
В постановке задействовано новое поколение труппы Театра на Таганке, вобравшее в себя мастерство и традиции разных актерских школ.
Роль Тартюфа исполнит Роман Колотухин, выпускник Мастерской Дмитрия Брусникина, снялся у Павла Лунгина в фильмах «Братство» и «Дама пик».
Его сокурсница — номинантка на премию «Золотая маска 2020» Дарья Авратинская — сыграет Эльмиру. Роль Оргона исполнит Василий Уриевский, известный зрителям по проекту «Голос» на Первом канале. Дамис — Павел Комаров, снявшийся в сериалах «Жуки» и «Туристическая полиция» канала «ТНТ».
Впервые на большой сцене дебютируют: в роли Марианны — Полина Куценко, выпускница Театрального института имени Бориса Щукина, дочь известного актера Гоши Куценко, в роли Госпожи Пернель — Надежда Флерова, выпускница курса Юрия Муравицкого.
В роли Лояля на сцену выйдет Антон Ануров, выпускник курса Игоря Золотовицкого, Школы-студии МХАТ. Артем Болотовский, выпускник РАТИ-ГИТИС курса Мастерской Голомазова и Хомского, сыграет роль Клеанта.
В актерском составе есть и выпускники Московской театральной школы Олега Табакова — Евгения Романова (роль Дорины) и Павел Бессонов (роль Арлекина). Кирилл Янчевский (роль Валера) — выпускник Высшей школы сценических искусств Константина Райкина.
Сценографические и костюмные решения для спектакля разработала известная театральная художница Галя Солодовникова.
Галя Солодовникова: «Наш спектакль будет происходить в трех пространствах - зрительском, рабоче-театральном и сценически-актерском. Таким образом, мы создаем принцип «швы наружу» и зритель сможет увидеть, что происходит за кулисами, как работают техники сцены и как изменяется артист, когда входит в выстроенный нами на сцене павильон и становится персонажем».
Над музыкальным сопровождением постановки работал французский композитор Луи Лебе, известный публике по нашумевшему лондонскому спектаклю Максима Диденко «Девушка и смерть».
Новый спектакль по мольеровскому «Тартюфу» — смелый шаг для Театра на Таганке. Одна из первых постановок в России по этой пьесе появилась именно на сцене Таганки в 1968 году, ее режиссером стал Юрий Любимов. С тех пор прошло более полувека — 52 года.
Ирина Апексимова, директор Театра на Таганке: «Нашего нового “Тартюфа” можно назвать путем от Юрия до Юрия. Каждой эпохе — свои Тартюфы. Мольеровский «Тартюф», родившийся в 17 веке, как ни странно, сегодня становится все более и более злободневным и актуальным сюжетом с каждым днем. Постановка Любимова идет в нашем театре более полувека, перешагнула в свой 52-ой сезон и бьет рекорды показателей столь долгой жизни спектакля. Секрет успеха спектакля в том, что Юрий Петрович максимально приблизил героев Мольера к сегодняшнему зрителю. Но Тартюф - такой персонаж, который бесконечно меняет свои обличия, изменилась и сама природа ханжества, те формы, которые она принимает сегодня. Поэтому стратегии поведения, которые занимают сегодня Тартюф, Оргон и его домочадцы совершенно другие».