Чайка 73458 в театре на Таганке или Чехов с литовским акцентом
Автор: Ольга и Дмитрий
Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает! Я за тобою следую тенью, Я привыкаю к несовпаденью. Михаил Танич
Сколько раз ставили "Чайку" на разных сценах мира? Сколько именитых режиссеров и талантливых актеров считали, что уж они то точно скажут новое слово в прочтении этойт пьесы? Вы не знаете? Оказывается, семьдесят три тысячи четыреста пятьдесят восемь Чаек взлетели над театральными подмостками. Много ли это для одной пьесы? Ответ прост. "Чайку" ставили, ставят и будут ставить бесконечно! В легендарном театре на Таганке нынче премьера. Литовский молодой режиссер решил поставить еще одну Чайку и дал спектаклю оригинальное название "Чайка 73458".
Если честно, я шла на предпремьерный показ с волнением и опаской. С волнением, потому что не была в этом театре уже очень много лет, а с опаской - потому что боялась, что пронумерованная Чайка не найдет отклика в моем сердце. Страхи оказались напрасными. Таганка все та же, а лучшей Чайки я не видела в своей жизни! Почему именно лучшей? Наверное, потому что то, что создал Дайнюс Казлаускас абсолютно созвучно моей душе и моему пониманию Чехова. О чем же этот удиввительный спектакль? О несовпадении, мне кажется. Все герои не совпали. Все любят не тех, кто любит их и никто не может быть счастливым. Промотанная жизнь, несбывшиеся мечты, разрушенные надежды. Горечь. С горечи начинается спектакль, вкус горечи мы чувствуем на протяжении всего действия, горькое послевкусие остается надолго после того, как отшумят аплодисменты. Непревзойденный рисунок спектакля. Графика. Точность и выверенность каждого жеста, каждого движения. Практически каждый герой падает навзничь на сцену, раскинув руки, как крылья. Как чайка с подбитым крылом. О, как оказывается, можно многое сказать руками. Это излом, выражающий всю боль и трагедию. В этом спектакле ни одно движение руки, ни один поворот головы актеров не случаен.
Первая сцена. Спиной к зрителям сидит человек. Он стар, убелен сединами. Кто это? О чем читает он стихи? Это - Треплев. Его неуспокоенная душа витает над всеми нами. Прекрасная актерская работа Юрия Смирнова. Как можно так ощутимо передать вечность? Вечный сон, тьма и всполохи света. Ожившие, яркие и выпуклые воспоминания на фоне ночного смертного мрака.
Надо отметить, что в этом спектакле не сделано ни единой попытки отступить от текста Чехова. Все это очень органично на фоне практически черно-белого повествования.
Невероятные актерские работы! Это просто пир для глаз и утешение сердцу. Аркадина- Ирина Апексимова. Два года она уже директор Таганки, а это ее первый выход на прославленную сцену в качестве актрисы.
Нина Заречная - Дарья Авратинская. Я весь спектакль ломала голову, пытаясь разгадать обаяние дуэта Аркадина-Заречная. Мне казалось я вижу зеркало.
Я не ошиблась. Оказывается это мать и дочь! Обе прекрасны.
Юлия Куварзина, известная многим по сериалу "Не родись красивой". Какая талантливая актриса! Ее Марья Ильинична мягка, несчастна, подвержена алкоголизму, но вместе с тем она необычайно целостна, сильна и верна своему чувству. Браво, актрисе!
Сергей Векслер в роли Шамраева. Истинное украшение спектакля!
Екатерина Рябушинская в роли Полины Андреевны. Это для меня потрясение. Так сыграть влюбленную безответно женщину, чтобы сердце смогло заболеть, это невероятно!
Василий Уриевский в роли Тигорина. Браво!
И, конечно, Треплев. Александр Метелкин в роли нелюбимого сына и отвергнутого возлюбленного убедителен до боли. Пожалуй, это одна из самых трудных ролей. То, что сделал молодой талантливый актер это шедевр!
Александр Резалин в роли Сорина. Восторг.
Сцена прощания Заречной и Треплева, долгий поцелуй. Удивительная по эмоциональности. Щемящая и печальная. Неотвратимость. Передано гениально.
Финальная сцена. Молодой Треплев, пустивший себе пулю в висок и его дух. Тот, кем он мог бы стать. Рядом. Вместе на одной сцене. Пронзительно.
Режиссер спектакля - Дайнюс Казлаускас.
Публика перед началом спектакля. Волнуются все.
Очередная премьера очередной Чайки. Нет. Этот спектакль нельзя внести в таблицу и пометить номером. Это спектакль, которому предстоит доказать, что он не следующий по списку, а единственный в своем роде! Он заслуживает того, чтобы сломать стройный цифровой ряд.