Мы уже неоднократно писали об уникальном проекте «Репетиции» в Театре на Таганке, в рамках которого молодые режиссеры в течении недели репетируют выбранные спектакли с актерами Таганки, а затем выносят получившиеся эскизы на суд зрителей и экспертного совета, который решает, стоит ли продолжать работу над спектаклем. Из уникального проекта уже выросли три премьеры — «Золотой дракон» по произведению ведущего немецкого драматурга Роналда Шиммельпфенига, «Корриолан» по пьесе Уильяма Шекспира и «Петербург» по роману Андрея Белого. Хронологически «Земля Эльзы» был первым эскизом, показанным в рамках проекта и произвел очень хорошее впечатление, и вот долгожданная премьера.
Судя по тому, как долго спектакль готовился к выходу, работы была непростой. По сравнению с октябрьским эскизом изменилось многое — название, декорации, сцена, некоторые актеры и даже режиссер. Действие стало более стройным и цельным, исчезли шероховатости, неизбежные на начальном этапе репетиций, но главное — колоссально выросла энергетика спектакля, степень эмоционального воздействия на зрителя. Невозможно удержаться от улыбки, глядя на то, как неумело и робко Эльза, всю жизнь прожившая с нелюбимым и не любившим ее мужем, принимает ухаживания Василия Игнатьевича, с каким изумлением, не веря собственному счастью она осознает, что может быть кому-то интересна как личность, а не только, как трудовая единица. А в финальной сцене, когда герои читают письма друг друга, слезы наворачиваются на глаза, мешая фотографировать.
Героиня Любови Селютиной — из поволжских немцев. Отец был репрессирован перед войной, а мать с дочкой — высланы в Сибирь на поселение. С детства Эльзу сопровождали враждебность окружающих и насмешки одноклассников. Рано выйдя замуж, она много трудилась, все силы отдавая мужу, дому, дочери, а затем внучке, но так и не дождалась от мужа ни любви, ни элементарной благодарности. Всю жизнь от нее все чего-то хотели.
Похоронив мужа, Эльза задумалась, а чего же хочет она сама, и пришла к выводу, что она хочет туфли — красивые, на каблучке — обувь совершенно не подходящую для деревенской грязи. Казалось бы, блажь, но нет, это своеобразный манифест о своем праве быть счастливой, о праве отныне. выбирать свой путь самостоятельно. Казалось бы, отношениям Эльзы и Василия Игнатьевича нет никаких препятствий — оба вдовые, дети взрослые, жилье есть, но оба не находят понимания у близких — и та , и другая семья считают желание стариков пожениться блажью, да и пресловутый «квартирный вопрос» встал во весь рост. И они тоже по своему правы — в конце концов, жилье в иерархии материальных ценностей средней российской семьи занимает первое место. Но как яростно, с какой жестокостью,не взирая на лица, презрев приличия бросаются они отстаивать эту свою правоту. Финал трагичен. Он и не мог быть иным. Ну действительно, кто бы из нас, порадовавшись счастливому концу, стал бы задумываться о ценностях истинных и мнимых, о том, как важно бывает порой остановиться, понять и осознать свои истинные желания, вырваться из проторенной колеи, найти свою дорожку в жизни и иметь мужество ей следовать, о свободе выбора и праве на ошибку, о том, как важно слушать и слышать своих близких, говорить и договариваться, о том, что сознание собственной правоты не дает тебе права превращаться в зверя.
Прекрасный спектакль. Как хорошее вино со сложным букетом, оставляет после себя долгое многоплановое послевкусие.
Режиссер — Юлия Ауг
Художник-постановщик, художник по костюмам — Алексей Лобанов
Художник по свету — Максим Фомченков
Композитор — Евгения Терёхина