Своим появлением этот спектакль обязан проекту «Репетиции» — режиссерской лаборатории, придуманной нынешним директором театра Ириной Апексимовой. Именно в рамках «Репетиций» творческая команда во главе с режиссером Алексеем Франдетти показала прошлым летом эскиз работы. Работы, мгновенно ставшей едва ли не самой ожидаемой в нынешнем сезоне для поклонников мюзиклов. Классик жанра Стивен Сондхайм, композитор и драматург, очень многое определивший в развитии мюзикла в мире, впервые зазвучал на российской сцене и на русском языке. Около десяти лет назад на факультете музыкального театра ГИТИСа «Суини Тодд» был поставлен как дипломный спектакль, но в стенах профессионального театра у нас ни этот, ни другие мюзиклы Сондхайма не шли. А тут – не просто постановка, но регулярно идущая в репертуаре, да еще и силами драматического коллектива (правда, с привлечением некоторых сил из музыкального сообщества – без этого было не обойтись в силу сложности материала). И, как продемонстрировали первые блоки показов, московский «Суини Тодд» оказался прорывом – и для театра, и для становления жанра на отечественной сцене, и для зрительского восприятия.
Режиссер Алексей Франдетти (один из очень немногих на сегодняшний день в России, владеющий мастерством делать мюзиклы достойного уровня) поставил самый, пожалуй, сложный свой спектакль. И постановочно – визуальное решение (созданное совместно с художником-постановщиком Евгением Тереховым и художником по костюмам Анастасией Пугашкиной) производит сильнейшее впечатление; и с точки зрения конструкции образов и работы с музыкой (музыкальный руководитель проекта – Армен Погосян, саунд-дизайнер – Алексей Акинчиц). Его «Суини Тодд» сделан с бесконечным уважением к первоисточнику, тонким чувством актерской и вокальной индивидуальности каждого исполнителя и абсолютно современным звучанием, как музыкальным, так и смысловым. Несмотря на антураж готического фэнтези, таганковский «Суини Тодд» — про «здесь и сейчас».
Специально для «Суини Тодда» подверглось кардинальным изменениям пространство зала. Переступив порог, зритель попадает в паб-пирожковую к миссис Ловет – тяжелые деревянные столы и стулья, металлические ограждения, отделяющие части зала друг от друга, приглушенный свет. И во время спектакля очень интересно не только следить за действием, но и наблюдать за лицами соседей. Видеть, как отражается в каждом трагическая история «человека с бритвой», брадобрея Бенджамина Баркера, который, потеряв по прихоти Судьи Терпина жену и дочь и угодив на каторгу, возвращается, одержимый жаждой мести. И не только Судье – а и всему Лондону. А может, и человечеству. Правда, пролитые реки крови не заглушат тоску и ужас у него внутри.
Суини Тодда играет Петр Маркин – артист, подходящий на роль просто идеально. Его фактура и глубокий, красивый бас-баритон поражает богатством красок: как романтично звучит он в номере «My Friends» (когда Суини впервые за долгое время берет в руки бритву), как яростно – в речитативном приговоре городу «No Place Like London», иронично-лукаво – в «Pretty Women», жестко наотмашь – в «Epiphany». Огромный, мощный, этот Суини возвышается над небольшим мирком, куда загнали его обстоятельства. Ему тесно, неуютно, одиноко. Он не чудовище, этот Суини. Хотя, глядя, как легко орудует он бритвой, небрежно покачивающейся в пальцах, можно испугаться. Ненадолго. Куда больше, чем жестокости, в Суини грусти. По любимым, по обычной жизни, по себе самому, потерянному. И когда он обводит взглядом – полным слез, почти детским – зрительские лица, словно ища понимания, к нему испытываешь бесконечное сочувствие и разделяешь его боль.
Роль хозяйки неблагополучного заведения миссис Ловет досталась Екатерине Рябушинской и Александре Басовой. Ловет Рябушинской – эдакая предводительница ведьм на шабаше, сильная, отвязная, способная на все, и одновременно неловкая, печальная в своей любви к Суини. Именно в лирических номерах в ней пробуждается изящество, нежность, и бесконечный страх потерять своего героя еще раз. У Басовой же Ловет – скорее, злая фея из сказки, с огромными, отчаянными глазами и звонким голосом. И тем страшнее видеть, как во взгляде ее в какой-то момент возникает такое же сметающее все на своем пути безумие, как и у Суини.
Дочь Суини Джоанну – самый, пожалуй, светлый персонаж истории – играют Дарья Авратинская и Екатерина Варкова. У Авратинской Джоанна более роковая, чувственная (и ее резковатая вокальная манера отлично работает на образ), у Варковой же – более воздушная и нежная. По-разному подают и своего героя Энтони Хоупа – возлюбленного Джоанны и друга Суини – Александр Метелкин и Павел Левкин. У Левкина Энтони более уверенный и решительный (романтический номер «Johanna» он поет так, что даже не сомневаешься – украдет и увезет, и ничто не остановит), у Метелкина же – более трепетный, по-рыцарски учтивый, он робко благоговеет перед красавицей и искренне преклоняется перед ее отцом, его душевной силой.
Ювелирно выстроены и другие актерские работы: безжалостный обаятельный Пристав у Никиты Лучихина, брутальный, уверенный в себе, но потерявший голову от страсти Судья Терпин у Сергея Ушакова, зловредный комичный Адольфо Пирелли у Константина Любимова, несчастная Нищенка у Марфы Кольцовой.
В спектакле много ансамблевых сцен, очень сложных музыкально, и артисты Таганки буквально «бросаются» в непривычный, трудный материал. Конечно, музыка Сондхайма для них (как и для артистов любого театра, впрочем, ибо опыта исполнения подобного материала у нас нет) – «на вырост». Но энтузиазм, с которым они работают, вызывает уверенность, что – справятся. Непременно.
«Суини Тодд» очень страшный спектакль. Но не потому, что там режут и едят людей. Нет. А из-за ощущения обыденности зла. Зла случайного. Зла, растворенного в воздухе средневекового Лондона – и сегодняшней Москвы. Зла, приводящего к катастрофическим, разрушительным последствиям.
Знакомство с «маньяком-цирюльником» неуловимо меняет что-то в каждом из нас. Дает новый бесценный опыт всем – как поклонникам жанра, так и тем, кто побывал на мюзикле впервые. И – несмотря на мрачность истории – позволяет ощутить невероятный прилив жизненных сил и острее (во всех смыслах) почувствовать окружающий мир.
(Текст — Алиса Никольская)
(Иллюстрация — сцена из спектакля. Автор фото — Юрий Богомаз. Фото предоставлено пресс-службой Театра на Таганке)
Ближайшие показы спектакля — 5, 6, 7, 8 апреля, 31 мая.
Адрес: Москва, Земляной вал, 76/21 (метро «Таганская»)
Официальный сайт: http://tagankateatr.ru/