Юрий Петрович Любимов — художник, Мастер, чье имя навсегда вписано в историю театра. Человек, чья жизнь впитала такое количество эпох, событий, людей и явлений, что по ней действительно можно отмерять и историю России и историю самого театра.
Сегодня молодым людям, которые не застали Юрия Петровича, чтобы представить себе весь масштаб этой личности необходимо заглянуть в его кабинет. Это место — «музей», в котором оставили свои послания Акира Куросава, Сергей Параджанов, Лоуренс Оливье и еще множество больших художников, политиков, поэтов. Этот слепок как нельзя лучше передает невероятную открытость, космополитичность Юрия Петровича — качества, которые были впереди своего времени. Как и любой гений, он был человеком непростым, резким, прямым и принципиальным. Но разве возможно было бы без этого «стального стержня» пройти две войны, создать свой авторский театр, билеты в который были «главной действующей валютой» в Советском Союзе и в 95 лет ставить премьеры в Большом?..
Его режиссерский дебют состоялся по пьесе Александра Галича «Много ли человеку надо».
Так вот, Юрию Петровичу было надо много. Он бесконечно работал, бесконечно репетировал. Так много, что сам говорил: «моя жизнь прошла у заднего прохода» в зрительном зале. Юрий Петрович хотел, чтобы созданный им театр жил, развивался во времени и воспитывал новые поколения талантливых актеров и пытливых зрителей. И театр живет.
Сегодня, 30 сентября, в день рождения Юрия Петровича, будет показан «Добрый человек из Сезуана» Бертольда Брехта — его первый спектакль в Театре на Таганке. Он стал «визитной карточкой» и не сходит со сцены уже больше полувека.