В ряду нескольких громких премьерных проектов, приуроченных к 100-летию режиссера Юрия Любимова, в Театре на Таганке начались показы мюзикла "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит". Впервые на отечественной сцене играют знаменитый бродвейский музыкальный триллер композитора Стивена Сондхайма. Более того, это вообще первый мюзикл 86-летнего мастера, интерпретированный в российском театре. Постановку осуществил лауреат "Золотой маски" Алексей Франдетти. Русского "Суини Тодда" посмотрел БОРИС БАРАБАНОВ.
Сюжет "Суини Тодда" российский зритель знает прежде всего по кровавому фильму Тима Бертона с Джонни Деппом в главной роли. Там режиссер любовался своим любимым актером, которого к тому же заставил еще и петь, и это любование перевесило прочие эмоции. Ту же историю в жанре панк-мюзикла несколько лет назад пересказали музыканты группы "Король и Шут", взяв в союзники детского поэта Андрея Усачева. У покойного лидера группы Михаила Горшенева и его коллег получились запоминающиеся музыкальные номера, харизма музыканта настолько совпала с мрачной атмосферой легенды о демоническом парикмахере, что спектакль время от времени показывают и сейчас, с обновленным составом труппы.
Оригинальная музыка Стивена Сондхайма, которую наш зритель слышит живьем впервые, отнюдь не так привязчива. В первом отделении спектакля уху не за что зацепиться. Все хитовые темы звучат после антракта. И вообще, изначальный бродвейский "Суини Тодд", премьера которого состоялась в 1979 году, тяжело набирает обороты, даром что сам автор называл его "черной опереттой". Версия Алексея Франдетти — не исключение. Только во втором отделении зрителей захватывает чистая эмоция. Несколько номеров подряд буквально выжимают слезы. Жалко всех, и даже самого Тодда, который погибает от своей же собственной бритвы, отправившей в мясорубку и в печь практически всех героев спектакля.
В анонсах таганского "Суини Тодда" встречалась формулировка "иммерсивный мюзикл", однако если иметь в виду буквальный перевод этого термина — "вовлечение, погружение",— то иммерсивность здесь присутствует в легкой форме: актеры действительно играют иногда среди зрителей в зале, иногда светят им в глаза фонариками, иногда гладят по голове, кого-то могут даже приобнять. Если начистоту, конфигурация сценической площадки впечатляет больше.
"На таком спектакле не заснешь",— сказал когда-то Борис Ельцин, посмотрев мюзикл "Метро". На "Суини Тодде" это невозможно физически. Приходится постоянно вертеть головой. Помимо круглой сцены-стола в середине зала есть отдельная декорация цирюльни Тодда, есть психбольница Бедлам, вписанная в конструкцию, напоминающую одновременно люстру и птичью клетку, а главное — есть масса скрытых от глаз пространств, где размещены музыканты оркестра. Причем речь идет о старой сцене театра, той самой, где играл еще Высоцкий, и для каждой серии представлений "Суини Тодда" зал фактически полностью перестраивают, перекрывая ряды кресел деревянными мостками.
Викторианский колорит, свойственный киноверсии и первым постановкам мюзикла, в Театре на Таганке уступил место очень условной реальности, главная отличительная черта которой — почти полное отсутствие крови. Она появляется изредка, то в виде нити, которая оплетает весь зал, то проступает пятнами на фартуке хозяйки пекарни Ловетт. Но фонтаном не бьет. Это тот редкий случай, когда отсутствие чего-то буквально режет глаз. Нет на сцене и огромной мясорубки, перемалывающей жертв Суини Тодда в фарш: авторы постановки не стали делать из спектакля жестокий слэшер. Зрителя берут голосами и актерской энергией, и это вполне в традициях Таганки.
Здесь стоит отметить, что для мюзикла "Суини Тодд" не набирали поющих артистов отдельно. Все сделано силами регулярной труппы Таганки. Лучший женский голос — актриса Дарья Авратинская, исполняющая роль дочери Тодда Джоанны. Тот случай, когда семейственность (Дарья — дочь директора Театра на Таганке Ирины Апексимовой) пошла делу только на пользу. Среди мужчин вне конкуренции исполнитель роли Суини Тодда Петр Маркин, обладатель мощного баритона и брутальной внешности: после спектакля с его участием образ, созданный Джонни Деппом, на какое-то время вовсе стирается из памяти.
Источник - КоммерсантЪ