Таганский проект «Репетиции» (конкурс эскизов к спектаклю, за неделю созданных молодыми режиссерами) дает шанс и театру, и прошедшему отбор конкурсанту. Нестандартно мыслящий конкурсант получает право постановки, а Таганка – самобытный и свежий спектакль. «Петербург» Вячеслава Тыщука поражает силой энергии, с какой молодой режиссер, уложив в 1 ч 20 мин громаду символистского творения Андрея Белого и сохранив его туманнофантомную, надбытовую атмосферу, спроецировал события романа на нынешний разлом в обществе.
Играют на малой сцене – стремительно, хлестко, потагански условно. Во множестве персонажей основные трое: Отец – Сын – черт. То есть сенатор Аблеухов (Сергей Трифонов) здесь не бездушноминистерская машина – напротив, он добр и мягок, за ручку держит малышасына Коленьку; его сын Николай (Никита Лучихин), ныне европейски образованный юноша с идеей спасти Отечество; Морковин, агент охранки (Александр Резалин), верткий многоликий провокатор, жонглирующий судьбами. Место действия – бывшая детская Николая как символ его подсознания. Машинки, плюшевые мишки, а в полу – разрытая могила, у задней стены ударяет в бубен монгол с закрытым лицом («да, скифы мы, да, азиаты мы»). Из шкафа, изпод пола, сквозь стены, оставляя дыры, проникают бесноватые борцы с властью – всадники террора. Манипулятороборотень Морковин, зная революционный настрой Николая, втягивает его в отцеубийство. В финале детские обои в цветочек заливает красным (по Андрею Белому, красный – цвет Апокалипсиса).
Спектакль Тыщука о том, как русская азиатчина, что отроду у нас в крови, вскипает и ударяет в голову, постепенно охватывая общество подобно тошнотворно пошлой паутине, из которой не вырваться. В ее сетях, в том числе социальных, уже не разобрать правых и неправых. Протест мутирует в злобу и агрессию, близкие становятся врагами, сын идет на отца. Непростой для восприятия, как и сам роман, этот талантливый, азартно сыгранный спектакль предостерегает: бунт против власти в России всегда скатывается в бесчинства и преступления. Но на вопрос «что делать?» спектакль ответа не дает.
Источник - Статья "Признаки террора", журнал "Театральная афиша" www.teatr.ru