Основная сцена театра на Таганке открылась премьерой спектакля “Вий”. Режиссер Александр Баркар увидел классическое произведение как рок-н-драму. Он уверен, что Гоголь – это рок.
Фото: Роман Астахов
Перед спектаклем зрителям объявили: рок-музыка оглушает, не повезло тем, кто в первых рядах. Гоголя в этой постановке поют жестко, представляют образно и сексуально. Костюмы семинаристов – друзей Хомы – словно с модного показа мужской моды: черный всегда в тренде. По мистическому сюжету Гоголя, чтобы освободится от чар, Хома забивает ведьму до смерти после ночи их “нечестивой игры”. Классик выразил бурные страсти как скачки верхом по ночным украинским просторам, в постановке – это жаркие объятья полуобнаженных тел на сцене. И у Гоголя, и в спектакле Хома – преступник, который расплачивается за содеянное. Да, “баба – есть ведьма”, “у каждой бабы есть маленьких хвостик” но это, разумеется, не освобождает от ответственности… И от наказания не уйти “в леса”, как не уйти от себя, или из того хутора. Рефреном фраза: “Не такое у нас заведение, чтобы можно было удрать. Напрасно пан-философ хочет уйти из хутора”.
Фото: Роман Астахов
Хома страшно боится прекрасную панночку, хотя она ему ничего плохого по сюжету как будто и не сделала. Ведьм, чудовищ со страшными рожами, в постановке нет. Разве что Вий в конце. Это самый загадочный персонаж, он, как оказывается, и есть сам Хома… “Дрянь, мерзость, отступись от меня” – панночка заигрывает с философом, танцует, искушает его. Борьбы человека с искушениями – лейтмотив спектакля рассказал Александр Баркар. «Я мужчина, я люблю женщин и поэтому ставлю про них спектакли, – объяснил режиссер “Ревизор.ру”.
Вы сильно изменили произведение Гоголя.
Нет, это Гоголь. Мы играем современно просто потому, что мы обращаемся к современным людям. А люди не те, что жили 200 лет назад. Я очень надеюсь, что после спектакля современному молодому человеку захочется открыть томик Гоголя.
В спектакле много громкой музыки.
Это рок-н-драма. Насколько хорошо получилось, не нам судить.
Когда смотришь постановку, возникает ощущение, что все происходящее на сцене – метания одного сознания: преступление и наказание заключается в нем одном.
Нам главное было сделать хороший спектакль, а о чем он? Как сказал один знаменитый актер, это пусть потом критики объяснят. И если будет нужда в этих интерпретациях, значит, мы поставили что-то хорошее, – уверен режиссер.
Зрители выходили из зала явно озадаченные: “Это какой-то секс в большом городе! Хома Брут боится женщин больше нечистой силы”, –переговаривались парни. И собирались пересмотреть спектакль еще раз.
Фото: Роман Астахов
Работа выросла из эскиза, который режиссер представил в прошлом году для проекта Таганки: “Репетиция”. Руководство театра приняло решение о том, что такая постановка нужна в репертуаре.
Александр Баркар приехал в столицу из Луганска, где поставил в своей театральной студии 17 спектаклей. Кроме того, на малой сцене Российского Академического Молодежного Театра в Москве у него вышло 2 постановки “Затейник” и “Минуты тишины”. “Вий” на сцене Таганки стал его третьей работой.
В основу спектакля положены повесть Гоголя и музыкально-поэтические тексты рок-барда Вени Д’ркина (Александр Литвинов). В главных ролях заняты ведущие актеры труппы театра на Таганке Александра Басова и Филипп Котов.