В первой громкой премьере нового сезона — в спектакле «Вий» — легендарного Театра на Таганке актриса Александра Басова исполняет роль Панночки, а еще поет, танцует и общается со всякой нечистью. О том, что такое настоящее счастье, она рассказала «Москвичке».
— Попасть в Театр на Таганке — мечта многих актрис. С чего начался твой путь к этой вершине?
— Мой папа — военный. Сейчас-то он в отставке, а раньше... В общем, пока я была маленькой, наша семья исколесила всю страну: родилась я в Киеве, до пяти лет жила в Германии, где у меня родился брат, потом оказалась в Москве. Тут-то меня и стали загружать по полной программе! Музыка, художественная гимнастика — в ход шло все, чтобы я не болталась на улице.
— Ну а вам хотелось больше болтаться или учиться?
— Заниматься спортом. Но, увы, из художественной гимнастики мне пришлось уйти, благодаря чему я и окунулась с головой в музыку. Я перешла из обычной школы в специализированную — с уклоном в музыку, танец и театр. А с 9-го класса стала заниматься еще и в Детском театре юного актера.
— Мама заставила?
— Нет. Мне все это жутко нравилось самой. А за что я очень благодарна родителям, так это за то, что они, не имея ни голоса, ни слуха, обнаружили эти качества во мне и сделали все для того, чтобы их развить. Из-за этого, думаю, я и решила в итоге связать свою жизнь с театром.
— Очень гладкая картинка получается.
— Ну, да. Хотя, конечно, и сложностей было много.
— Сложностью или радостью было ваше обучение в мастерской основателя Театра на Таганке Юрия Петровича Любимова?
— Только радостью! Его театр казался мне настоящим волшебством. Представляете, каково мне было, когда на первой же репетиции Юрий Петрович велел мне петь, да еще и в присутствии всей труппы! И я спела. Кажется, в тот момент он и поверил в меня.
— А мне, человеку без слуха, сложно поверить, что вы играете аж на нескольких инструментах.
— Это легко. Еще со школы я играю на скрипке. Играть на фортепиано меня научил брат, а флейту я освоила за одну ночь, потому что это было очень нужно для спектакля. Я мечтаю научиться играть на виолончели и бас-гитаре — мне интересно пробовать все новое.
— А каким инструментом, по-вашему, звучит нынешний Театр на Таганке?
— Знаете, бывают уличные музыканты, играющие на нескольких инструментах сразу. Наша Таганка такая же. Тут ударят, там притопнут, тут зазвенят, там на струнных сыграют. Все кипит, шумит, а в итоге выходит замечательная мелодия. С другой стороны, если говорить о монументальности, то Таганка — это, конечно, орган; а если о глубине — то виолончель.
— Набирается целый оркестр. Та же история, кстати, происходит и с вашими ролями: постановки, в которых вы играли и играете, разножанровые. Ну а какой жанр ближе вам самой?
— Посмотрите на меня. Я по фактуре очень маленькая, поэтому еще со студенческих времен мне доставалось играть всяких Джульетт. Я очень боялась, что так и останусь актрисой одного жанра и амплуа. Поэтому-то всегда и стремилась играть что-то новое, даже если это и было невероятно сложно. Так что роль Панночки в «Вие» была для меня абсолютным счастьем.
— Вы, кажется, по натуре экспериментатор и любитель адреналина?
— Абсолютно! Причем и в театре, и вне его стен, где уже достаточно давно гоняю на мотоцикле. Знаете, как здорово мчаться по столичным набережным ночью! Я считаю так: от жизни нужно получать все. А сидеть и грустить — бессмысленное занятие.
— Знаю, поскольку видел, какой физической подготовки требует ваша игра в «Вие».
— В этом спектакле для меня самым сложным было распределиться. То есть рассчитать силы и эмоции так, чтобы не выдохнуться в первой части постановки.
— Скажу по большому секрету: вы в этом спектакле весьма сексуальны. Сексуальная Панночка — это режиссерская задумка?
— Ой, не знаю... Думаю, режиссер (Александр Баркар. — «Москвичка») тут ни при чем! Наверное, сексуальность в той или иной степени присутствует в любой женщине. Так что я просто шла от себя, от своих эмоций и чувств.
— Как же вы со всеми этими своими эмоциями, чувствами, экспериментами и адреналином умудряетесь расслабляться?
— Это возможно только дома, когда я читаю книги, готовлю.
ТРИ САМЫЕ ЯРКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ РОЛИ АЛЕКСАНДРЫ БАСОВОЙ
■ Спектакль «Антигона», режиссер Юрий Любимов, 2006 год. Роль Антигоны.
■ Спектакль «Замок», режиссер Юрий Любимов, 2008 год. Роль Фриды.
■ Спектакль «В поисках радости», режиссер Юрий Ардашев, 2013 год. Роль Татьяны.
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ
Страх и трепет
Юрий Любимов взял меня, 17-летнюю, к себе на курс. И уже через месяц позвал к себе в театр, дав главную женскую роль в «Фаусте». Я благодарна ему за многое: за опыт, за то, что поверил в меня, дал возможность играть, развиваться. Но поначалу я его очень сильно боялась. Для меня он был монументальной личностью.