В Театре на Таганке состоялась премьера, которая обещает стать ярким событием сезона. Здесь режиссёр Александр Баркар поставил “Вия” Гоголя, переосмыслив классика через жанр рок-н-драма и разбавив повествование песнями рок-музыканта Вени Д’ркина.
Пересказ Гоголя получился поистине в духе рок-культуры: постановка стала своеобразной балладой несчастливой судьбы Хомы Брута. “Эта история о том, как человек борется со своими страстями, в итоге проигрывает им, причем с разгромным счетом, – говорит о постановке Александр Баркар. – Возможность победить была у него в руках, но он испугался и не смог сделать шаг в нужную сторону”.
Внешний облик спектакля напоминает концерт рок-группы. Из декораций на сцене только музыкальные инструменты, некоторые раскачиваются под самым потолком. Нет на сцене гроба панночки, не появится и нечисть, которая должна в третью ночь убить Хому. Но ощущение чертовщины не покидает всю постановку, даже порой кажется, что ты попал на шабаш ведьм. Пять актеров в черном то и дело затягивают песни под аккомпанемент группы ADAEN и двигаются, словно исполняя ритуальный танец. Музыка чем-то похожа на смесь “Арии” и “Мельницы” – мелодичное звучание разбавляется тяжелыми “металлическими” аккордами.
Когда говорят о панночке и Хоме Бруте, в голове волей-неволей возникают образы, которые создали Наталья Варлей и Леонид Куравлев в единственном советском фильме ужасов “Вий”. Актеры Театра на Таганке представили персонажей совсем иначе, и те получились необычайно колоритными.
Александра Басова, исполняющая роль ведьмы, очаровательна. Ее панночка – не бледная фурия, подобно зомби поднимающаяся из гроба. Нет, она, живая, до последней минуты искушает Фому своим тонким голоском и сладостными речами. В какие-то моменты кажется, что в ней ничего нет от ведьмы и что девушка хочет прижаться к любимому, напоиться его теплом и вновь ожить. Но ведьма плетёт дьявольские путы и пытается накинуть их на Хому Брута, ее сопрано то и дело сменяется криком, а в глазах блестит совершенно не ангельский огонёк – воистину, Александра Басова обращается в мистическую сирену.
По словам Филиппа Котова, при работе надо образом Хомы Брута он вдохновлялся творчеством Курта Кобейна и Вени Д’ркина. В его образе угадывается лирический герой рок-баллад, судьба которого сложилась не лучшим образом. Он пытается бороться с искушением, отгоняет от себя зло, и когда до хэппи-энда остается всего ничего, силы покидают его. В какой-то момент становится понятно, что сражается он не столько с “проклятой ведьмой”, сколько с самим собой и своими страхами.
Новое прочтение “Вия” однозначно удалось. Несмотря на то, что в гоголевский сюжет вплетаются музыкально-поэтические тексты рок-барда девяностых, постановка Александра Баркара получилась цельной, интересной и завораживающей. Хочется разучиться моргать, чтобы не упустить ни секунды этой чарующей страшной сказки.