Когда в афише Театра на Таганке появился спектакль с названием Чайка 73458, я подумала, что так можно было бы назвать звезду или планету. Но все оказалось проще. Цифра в названии – всего лишь порядковый номер постановки чеховской «Чайки» в театре на Таганке. Но о возможной связи с космосом я вспомнила сразу же, как вошла в зал…
Холодно, холодно…
Оформление сцены было таково, что казалось, что мосток над озером повис где-то в космосе. И даже не верится, что где-то за пределами усадьбы Сорина есть еще жизнь. Даже упоминанию об отце Нины не веришь, настолько кажется система замкнутой в том пространстве у пруда… Там мрачно и холодно, и «солнце светит» как-то мрачно. И в этом холодном пространстве невозможно героям согреться. Холод снаружи, холод в душе…
Спектакль начинается собственно еще до того, как в зале гаснет свет. Слышны крики чайки, реплики, голоса. Кто-то где-то репетирует… И постепенно этот далекий шум переходит в сиплый голос, который читает стихотворение. Стихотворение пронзительное, настолько, что кажется «загробным». И голос какой-то неземной, нереальный. А собственно, голос, действительно, неземной. Очень скоро понимаешь, от чего этот холод – идея спектакля такова, то вся история дается как воспоминания Треплева, только воспоминания эти не прижизненные, а потусторонние, загробные. Воспоминания загубленной души, самозагубленной…
Я вижу глаза дьявола…
Каждый раз, когда я иду на очередную «Чайку», меня волнует вопрос, каким будет спектакль Треплева – талантливым, новаторским или «что-то декадентское». Будет ли талантлива Нина.
В «Чайке 73458» спектакль Треплева продуманный, концептуальный, тщательно подготовленный. Красные глаза дьявола превращаются в огни рампы. И понимаешь, что хотя Костя и обличает театр и его служителей, сам же давно и безнадежно болен театром. И в общем-то запустив на сцену дьявола, сделав его героем своей пьесы, Костя запускает дьявольское разрушение своей жизни. И причиной раздора все время является театр. Именно поэтому каждый раз, когда упоминается театр (в обличительных ли речах Треплева, в мечтах ли Нины) загараются дьявольские глаза рампы…
На этой маленькой сцене будет блистать…
С самого первого появления Нины и Аркадиной на сцене поражает их внешнее сходство (что, конечно, по сути неудивительно, учитывая такое близкое родство актрис). И в это сходство, безусловно, несет огромный смысл – и то, что мужчины ищут женщину, похожую на мать, и что влюбляются по сути в одну и ту же женщину. Но помимо этого, горькая правда о повторении всего в этой жизни – внешнее сходство заставляет переключиться на сходство ментальное, эмоциональное и… сходство их личных историй. Не так ли и сама Аркадина когда-то начинала свою актерскую карьеру, свою личную историю, не та ли самая история проигрывается жизнью с другими участниками…
Заметив сходство Нины и Аркадиной, я начала составлять и другие «пары» - Маша и Полина Андреевна (обычно они мне кажутся разными, а тут особенно в 4м действии просто однозначное сходство), и, наконец, удивительно похожи Треплев и Тригорин, внешне похожи. Да и речи их похожи. Не кажется здесь Тригорин ни умнее, ни талантливее, его известность кажется случайной. И от сходства Треплева с Тригориным опять задаешься совершенно бессмысленным вопросом – по какому принципу жизнь выбирает себе везунчиков.
…известная артистка плачет…
Никогда я не играла в таких пьесах Наконец-то Ирина Апексимова снова на сцене репертуарного театра и занята в такой знаковой роли. Знаковой для каждой актрисы. И возвращение на сцену с ролью Аркадиной и большая удача, и очень символично…
Аркадина Апексимовой удивительна артистична, постоянно играет. Играет с самого первого появления, когда сразу же начинает шуточную дуэль с Шамраевым. В свою игру она вовлекает всех… и порой доводит их то до нервного припадка, то до отчаяния, то умиления… Ее игра то забавна, то мила и остроумна, то жестока. Она устраивает истерику из-за денег и доводит Сорина до реального припадка, она делает па «вот вам как цыпочка», замирает в деланном радикулите и пугает Дорна, впадает в отчаяние в страхе потерять Тригорина и бьет до первой крови, своей крови… только игровой, театральной… Тригорин пугается, а потом умиляется. Каждый раз, когда Аркадина уговаривает Тригорина, мне интересно, чем она удержит его в очередной раз. В этот раз она рассмешила его, умилила желанием удержать любой ценой и этим и удержала…
В четвертом действии она появляется так, как приходят к покойнику. Похоже, она уже примеряет роль убитой горем сестры, совершенно не задумываясь о чувствах близкого человека… И как окажется совсем скоро, «наиграет» себе и другое несчастье…
На мой взгляд, один раз она допустила грубую игру – когда прервала спектакль Треплева грубым прямым вопросом: «Костенькаааа, ну скоро уже?». Я допускаю, что актриса может просчитать, что этим прямым вопросом оскорбит сына и прервет удачный дебют молодой красивой актрисы. Но почему-то мне кажется, что Аркадина так не поступила бы грубо…
…но сидеть у себя в номере и учить роль…
«Чайке 73458» - практически канонически классическая постановка. Тут многие зрители скажут «верю», будут рады увидеть красивые костюмы, не найдут излишней экспрессии… По крайней мере, я в антракте и после спектакля неоднократно слышала, как многие радовались «настоящей» классической постановке. И я могу согласиться с тем, что нужны не только «новые формы», но и «такой театр» тоже нужен…
И тут забавно театр на Таганке решил отдать дань новаторству – решив поиграть с текстом. С одной стороны, это добавляет чехово- и чайко-манам игры – ибо сначала кажется, что точно знаешь, в каких местах текст подменен, но при проверке вдруг оказывается, что не узнал именно авторских текст. И все же буду честна – в большинстве случаев замена текста мне казалась не оправданной. Переход Тригорина с Ниной на «ты», все эти «что главное? Правильно – любовь!», «Костенька, долго еще?» – все это мне лично казались несколько грубыми попытками расставить собственный акцент, принудительно привлечь внимание зрителя… упростить и даже где-то «посюсюкать»… Конечно, в целом спектакль это не портит, но… исключительно на мой взгляд, делает спектакль грубее…
Вот такой вот театр…
Театр не забыл своего полного названия – Театр драмы и комедии. И комедию Чехова с трагическим концом поставили с множеством смешных сцен. Зал много смеялся… но до дойдя до финала заплакал… Такова жизнь, что смешное и горькое рядом… Такова жизнь, таков театр…
Однажды мне довелось услышать фразу, что по «Чайке» всегда понятно, кто ее поставил – Треплев, Аркадина, Тригорин… Так вот у меня сложилось впечатление, что «Чайка 73458» поставлена "Машей" – все в черном, мрачно, и не-ве-ро-ят-ная любовь к Косте Треплеву. И мне, безусловно, было интересно познакомиться с этим признанием в любви к Косте.
Спектакль только набирает свою силу, думаю, у него впереди долгая сценическая жизнь и любовь зрителей. По крайней мере, первые отзывы, подслушанные в фойе, явно на это намекают.
Источник - Живой Журнал