Размер Цвет Изображения Выйти

Таганка без спектаклей Любимова: стоит ли возмущаться?

 Столичные театралы больше не увидят "Братьев Карамазовых", "Живаго", "Медею" и еще несколько спектаклей, поставленных прославленным Юрием Любимовым. Директор Театра на Таганке Ирина Апексимова рассказала, что снимает с репертуара 9 постановок Любимова, поскольку "восстановить" их невозможно. Между тем у многих поклонников "любимовской Таганки" эта новость вызвала естественный протест. Но стоит ли возмущаться? Над этим вопросом задумался театральный обозреватель "Вестей FM" Григорий Заславский.
 
Появление в социальных сетях приказа директора Театра на Таганке Ирины Апексимовой, скромно озаглавленный "О корректировке репертуара Большой и Малой сцен...", практически совпало с очередным днем рождения Юрия Петровича Любимова - в конце минувшей недели ему исполнилось бы 99 лет. Жизнь он прожил долгую, непростую и, как известно, последние годы провёл вне им же и созданного Театра на Таганке. А спектакли, подписанные его именем, продолжали идти, что, кстати, вызывало некоторые вопросы: в некотором смысле было правильнее, когда в годы "эмиграции" Юрия Петровича его постановки шли без имени режиссера на афише.
 
Тогда причины, конечно, были другие, но так, наверное, правильнее, потому что их действительно когда-то поставил Любимов, но без режиссерского присмотра многое меняется. И в таких случаях я обычно вспоминаю завещание американского хореографа Мерса Каннингема, который наказал своей труппе после его смерти еще два года танцевать балеты, а затем разойтись и забыть о них, вернее - сохранить в памяти их светлый образ. И такого театра сегодня действительно больше нет.
 
А теперь - о Любимове и его спектаклях. Будучи выдающимся режиссером, он сумел воспитать и многих выдающихся актеров. Но время неумолимо. Давно не выходит на сцену Шаповалов, некоторое время тому назад ушел из жизни Феликс Антипов, которого можно было бы назвать протагонистом последних театральных работ Юрия Петровича Любимова. Кто вправе вводить новых исполнителей? В этой ситуации, думается, решение нынешнего директора Театра на Таганке - самое что ни на есть правильное. Это не "убийство" живых спектаклей, а трезвое признание жестокой реальности театра: если нет режиссера, играть его спектакли под его именем, мягко говоря, не очень корректно. Любимов не может отвечать ни за новых исполнителей, ни даже за старых.
 
Когда спустя годы после смерти Джорджо Стрелера его артисты продолжали колесить по миру со спектаклем "Арлекин - слуга двух господ", с каждым годом все облегчая и облегчая существование на сцене заглавного героя, потому что 80-летнему исполнителю просто не по силам уже было выполнять прежние трюки, - это, может, было и успешное с коммерческой точки зрения предприятие, но славы Стрелеру, пусть и посмертной, уже не приносило, скорее, наоборот, дискредитировало легендарную постановку. "До и после", "Братья Карамазовы", "Живаго", "Медея" и еще несколько спектаклей Любимова, в том числе постановки Группы юбилейного года, справедливо уходят в историю. Те, кто запомнил эти спектакли такими, как их задумал и выпустил Юрий Любимов, пусть помнят и дальше. Важно теперь сохранить декорации и костюмы - материальная история театра живет по своим законам.