14 мая в театре на Таганке (малая сцена) состоялся показ эскиз спектакля «Недоросль» по пьесе Дениса Фонвизина в постановке Кирилла Вытоптова.
Сразу скажу, что эскиз — это еще не готовый спектакль, это только поставленный вопрос: а стоит ли продолжать постановку дальше? Кирилл Вытоптов — молодой режиссер. Вот его мнение о пьесе «Недоросль»: «Мне показалось, что эта комедия о том, что человеку страшно вообще хоть что-то знать. Потому что знать — это брать на себя ответственность. Возможно, это история об очень умных людях, которым выгодно быть глупыми».
Мне так не показалось. Начнем с того, что порадовало бережное отношение к авторскому тексту. Костюмы и декорации на этапе эскиза обсуждать, понятное дело, не стоит. Возможно, сами образы были тоже всего лишь набросками.
Супруги Простаковы (Михаил Лукин и Галина Володина) вполне соответствуют авторской идее: это властная, хотя и очень симпатичная, жена и типичный муж-подкаблучник. Нет, не типичный. Это суперподкаблучник, просто эсперт в данной области: заклеенный пластырем, перевязанный бинтами, в красном колпаке. По-моему, его это устраивает. Митрофан (Игорь Ларин) далек от канонического образа. Он строен, спортивен и задумчив. Он мечтательно смотрит в даль, где, видимо, и находит ответы на все глобальные вопросы. Поэтому учиться ему не то чтобы лень, а просто не имеет смысла. Сиротка Софья (Елизавета Высоцкая) выходит на сцену с подушкой в руках и в такой ночной рубашке, что в ее присутствии все остальные люди, стоящие на сцене, как-то сразу перестают вас интересовать. Поэтому она обычно благоразумно сидит углу и выступает вперед только в случае крайней необходимости. Представьте себе актрису немого кино Веру Холодную. Это и есть Софья. Но только внешне. На самом деле она не прочь пошутить, зажечь и выйти замуж за любого, кто ей предложит руку и сердце, причем с одинаковым удовольствием. Нянька Еремеевна (Полина Нечитайло) — человек с классическим музыкальным образованием и хорошо поставленным голосом. Она срывает апплодисменты, исполняя оперные арии и потрясающе играет Чайковского. Образы Правдина (Роман Стабуров) и Скотинина (Тимур Бадалбейли) не сильно отличаются от героев пьесы Фонвизина. Да и вряд ли можно было сделать что-то уж очень новое и невероятное с этими двумя персонажами. Хорошо, что они остались на своих местах. Мне эти люди запомнились, как два интеллигента, мирно беседующих о чем-то своем. Еще два персонажа составили сценическую пару — это Стародум (Алексей Граббе) и Милон (Даниил Чванов). Если сначала Милон появляется на сцене в образе лихого парня в камуфляже, непрерывно пьющего водку, то в беседе со Стародумом он произносит монолог, который для меня стал ядром спектакля. Моногол о душе и совести, о правде и неправде. И никакой клоунады. И Стародум — седой учитель, а Милон — прилежный ученик; и только это имеет смысл. Алексей Граббе — представитель старой школы, оплот и украшение спектакля. Теперь об учителях. Как мы с вами все прекрасно помним, их было трое: Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Это разные персонажи, каждый со своей индивидуальностью, хотя и объединенные одной целью. В данном спектакле все три роли достались одному актеру — Эрвину Гаазу. И пока он разговаривал сам с собой (здравствуй, Джек Воробей! Здравствуй, Смиагорл!) — это еще было ничего. Но учителей было три и поэтому, когда актер достал из белого пакета-майки отрубленную голову и стал разговаривать с ней на два голоса, захотелось сильно-сильно пожалеть его самого, его персонажей, а также режиссера.
Для кого спектакль. Не стоит водить на него детей с целью ознакомления с произведением Фонвизина «Недоросль». Дети должны читать книги сами. Не стоит приводить свою бабушку — у нее другое мировоззрение. Сходите на него сами. Просто послушайте и посмотрите.
Источник - http://rblogger.ru/2016/05/19/vyigodno-byit-glupyim/