30 сентября, уже очень скоро исполнится сто лет со дня рождения Юрия Петровича Любимова. Будет грандиозный концерт в Большом театре, уже работает крупная выставка в музее Москвы "Любимов и время. 100 лет истории страны и человека". И мы вспомним ещё много раз о том, что слава Театра на Таганке – одна из самых прочных в отечественном театре. Прочен опыт сражений с цензурой, прочен опыт потерь и обретений, и творческих и человеческих, и уже успела стать прочной мечта о создании музея Любимова, полноценного, единого, в подобающем месте.
На этом прочность заканчивается и разлетаются осколки всего того, что связано с Любимовым. Пока довольно призрачна надежда на то, что весь разрозненный архив создателя Таганки удастся собрать воедино. Слава Богу, пока ещё можно проследить, где что находится. Проследить попыталась наш корреспондент Валерия Кудрявцева, пока этому не мешает нарастающий шум юбилейных торжеств.
Светлана Сидорина показывает нам ценнейшие премьерные афиши спектаклей Таганки периода взлета. Все это хранится в запасниках Музея Бухрушина. В филиале Бахрушинского – Музее Ермоловой – мы смотрим фотографии актеров, спектаклей, закулисья Таганки. Сидорина, хоть и не сотрудник музея, каждый экспонат знает наизусть. Долгие годы она была сначала добровольным, а позже – официальным летописцем любимовской Таганки.
"Конечно, в театре должен быть музей. Когда в театре есть музей, люди знают, куда они передают - это идея, которая существовала в течение 40 лет. Сделать именно при театре музей. Но, к сожалению, сейчас эта идея сошла почти на нет, потому что уже фактически не из чего его делать", - рассказала хранитель архива Театра на Таганке Светлана Сидорина.
С уходом Юрия Любимова из театра мемориальный кабинет со знаменитыми автографами на стенах, опечатали. Судьбу документов, фотографий, вещей, хранившихся в театре, предполагалось решать коллегиально – с участием руководства театра, представителей, Департамента культуры Москвы, музейщиков. В итоге руководство новой Таганки пригласило сотрудников Музея Бахрушина с тем, чтобы составить опись. А совсем недавно бумажную часть архива решено было передать в – РГАЛИ. Судьба декораций, реквизита, костюмов из знаменитых спектаклей – вещный мир легенды – пока хранят реквизиторы и бутафоры. Будущее их – туманно.
Тем временем, все сопричастные начали отмечать 100-летие Мастера задолго до даты юбилея, каждый – по-своему.
"Будем играть до 30 сентября, непосредственно до дня столетия исключительно репертуар Юрия Любимова, и 30 сентября откроется то, чего мы так долго ждали, то, о чем так много писали - это виртуальный музей. В фойе второго этажа – интерактивный музей, который будет основан на голограмме кабинета Юрия Любимова. Оживет кабинет Юрия Петровича, с автографами, демонстрация будет для всех специально. И зрители перед спектаклем и в антракте смогут этим насладиться", - отметила директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.
Фонд Юрия Любимова во главе с Каталин Любимовой организовал ряд проектов, в числе которых – масштабная выставка "Любимов и время". Оформленная художником Алексеем Трегубовым в красных тонах, таких органичных для театрального революционера Любимова, она рассказывает о веке человека через век страны. В экспозиции есть личные вещи режиссера, но в основе – мультимедиа. Из мемориального, помнящего руки Любимова, хранящего ауру, только то, что сохранилось в семье.
"Так называемый архив, который был в театре, после ухода Юрия Петровича имел судьбу несколько грустную, поскольку остался без хозяина. И поэтому, этот архив, который мы последние 20 лет собирали с моим мужем после возвращения из вынужденной эмиграции, сильно похудел. Но, слава Богу, был отдан РГАЛи и другим российским учреждениям, которые профессионально занимаются разработкой вот этого наследия художественного. Очень много было - если я скажу "утрачено" - не правильно, потому что они не утрачены, они есть, но есть в тех руках, которые не совсем в праве их иметь", - объяснила председатель правления Фонда Юрия Любимова - Каталин Любимова.
Казалось бы, что очевиднее – к столетию одного из самых значимых режиссеров второй половины XX века – создать музей – его, театра, эпохи. Не спорить о том, где и как должны храниться разные части его наследия, но собрать их под одной крышей. Кстати, рядом с Театром на Таганке в отдельном здании разместился Музей Владимира Высоцкого. Почему подобного дома не может обрести наследие Любимого? И, уж если не в канун 100-летия, то будет ли вовсе?
Музейное сообщество и люди театра единодушны. Музей Любимова – необходим.
"Юрий Любимов занимался таким театром, который менял жизнь людей, сознание, перестраивал, влиял. Как можно не гордиться, как можно не хранить, как это можно не оберегать? Как можно из этого не делать живой музей?", - подчеркнул режиссер Дмитрий Брусникин.
"То, что делается по сохранению памяти Юрия Петровича и того, что он сделал для русского и мирового театра, в частности то, что делает Фонд Любимова, - замечательно. Но вот, не забыть живых свидетелей оформления спектаклей - то, что делал потрясающий Боровский вместе с Любимовым в этом театре, для меня как музейного работника представляется архиважным. То, что можно успеть сохранить, нужно обязательно сохранить", - отметил директор Музея Бахрушина Дмитрий Родионов.
Пока архив, который сам по себе – готовый музей – по-прежнему хранится в разных местах. И никто не вызвался взять на себя ответственность за его объединение, систематизацию и превращение в музей. В музей, которого многие ждали еще вчера и все еще ждут сегодня.
Источник - https://tvkultura.ru/article/show/article_id/192246