Ну что. На московской сцене появился спектакль с абсолютно европейской визуальной картинкой и очень интересной пластикой. Это «Басня» (с подзаголовком «Теории идеального наблюдателя») Андрея Кайдановского в Театре на Таганке. В «Басне», как и в «Шекспире» Гоголь-центра, поражает, как драматические артисты могут справляются со сложными танцевальными партитурами. На обсуждении многие сказали, что думали - это артисты балета.
Главный трюк – посмотреть на басню как на реальную историю, изнутри - до прихода «всеведущей» и «всезнающей» морали. Судят-то не персонажи себя, а кто-то со стороны. Приходит и грубо высекает единственно верную истину, и объявляет жесткий и жестко конец. Морали все равно на самих лиса и ворону, льва и мартышку, стрекозу, лебедя, рака и щуку. Посмотреть не рационально, а эмоционально, через, прежде всего, язык тела и красок. Через визуальные образы. Почувствовать, что это же истории - которые среди нас. Что это ты можешь петь красиво, всем нравиться, а потом раз - и в инвалидной коляске и никому не нужен. Вспоминался настойчиво, пока смотрела, сериал «Однажды в сказке». И совершенно необязательно разгадывать каждую басню (Крылова и Лафонтена). Ловила себя на том, что не всегда было понятно, о какой фабуле речь, – а эмоция есть, и смотреть подчас так даже интереснее. Да и суть отношений и переживаний – понятна без слов. Спектакль пластический же в конце концов. Перепады настроения, от смешного до трагического – тоже.
Спектакль еще обещали подсобрать - укоротить минут на 15, так что к премьере в феврале долго быть совсем хорошо. Есть, конечно, какие-то вопросы. Всех радует волк-собачка, но там такое «собакоподобие», что невольно думаешь о тюзах. Драма присутствует только вставками, отчего иногда хотелось вообще слова все-все убрать, но пусть: монолог льва, в финале «беззвучный», а оттого особенно горький - так «звучит» только на сопоставлении с начальным «голосовым». и это одни из самых лучших моментов «Басни» Но я вам хочу прежде всего сказать не это.
После спектакля было обсуждение. И на нем постановочную команду начали мочить. Зрители. Потому что «где великие традиции Таганки», «этот спектакль же никакого отношения к Таганке не имеет», «в этот театр ходили физики, а не лирики, где связный сюжет и где мораль?!». Так что у нас с вами миссия. Прийти на спектакль и привести с собой знакомых, которые будут в состоянии смотреть на спектакль исходя из законов, художником самим признанным. Т.е. вне парадигмы «это великая сцена» (тем более что великая пора Таганки кончилась не один год назад…), из сегодняшнего дня, с открытым сердцем. И, пожалуй, не любителей классического балета и Большого - тоже. В общем, тех людей, для которых озвученные претензии - это комплименты. Совпадает с тем, что ты ожидал - не очень. Есть зоны непонимания и дискомфорта – отлично! Все «от головы» - ну как бы… Воспринимать нужно прежде всего чувственно - вот!