В 2015 году Театр на Таганке запустил проект «Репетиции», в котором целая армия молодой (в широком смысле этого слова) режиссуры пробует силы с труппой, основанной Юрием Любимовым. 9 лабораторий будут идти нон-стоп до лета (а то и до следующей осени), в каждой – три-четыре эскиза, часть из которых станет полноценными спектаклями. ТеатрALL вглядывается в лица тех, кто в настоящем и будущем составит репертуар великого театра.
Идея принадлежит нынешнему директору театра Ирине Апексимовой, а отбором режиссеров-соискателей занималась критик Елена Груева. За весь цикл через сито «Репетиций» пройдет чуть ли не три десятка совершенно новых названий и имен. Персональный выбор здесь едва ли не самая интересная штука: кто именно пришел на Таганку в непростой для театра исторический момент.
В декабре прошлого года «Репетиции» отметились первой премьерой – это был «Золотой дракон» известнейшего немецкого драматурга Роланда Шиммельпфенинга в режиссуре Леры Сурковой. Суркова, выпускница актерского курса Школы-студии МХАТ, никогда не была замкнута на узкоцеховое поле. Училась на Высших курсах у Хотиненко, Финна и Фенченко, снимала документальное кино в Школе Марины Разбежкиной (фильм «Одноклассник.ru» пристально показывал жизнь и судьбу спившегося молодого мужчины, застрявшего в родном городе), ездила с новодрамовскими лабораториями в полевые исследования российской реальности. Сейчас снимает фильм по пьесе Анны Яблонской «Язычники» (ее же спектакль идет в Театр.doc с 2012 года), попутно собирая деньги на кинопроект.
У Сурковой – настоящий слух к современной пьесе. Она ее ищет, не боится «живого автора», приученная Разбежкиной видеть все объемно, она замечательно работает с актерами. Целая россыпь персонажей «Алконовелл» Любы Мульменко (Театр.doc) впечатляла эффектом узнавания. Не по-театральному точными были современный религиовед (Валентин Самохин) и прихожанка (Елена Нестерова) в «Фундаменталистах» финна Юхи Йокела (Центр им. Вс. Мейерхольда).
Эскиз полюбившегося ей «Золотого дракона» – высокой комедии о закулисной жизни тайско-вьетнамского ресторана быстрого питания, на кухне которого истекает кровью страдающий зубной болью юный китаец – Суркова делала впервые на фестивале «TERRITORIЯ». История, в которой перечень содержимого женской сумочки (в ней рядом с записной книжкой лежит человеческий зуб-резец, завернутый в салфетку) служит контрапунктом для трагически нелепой смерти иммигранта, открыла в декабре 2015 Малую сцену Таганки.
Один из символов российского артхауса, спокойно переходящая от роли сексуально фрустрированной чиновницы в фильме «Интимные места» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой к роли императрицы Екатерины Второй в сериальной “Екатерине”, пробует себя в режиссуре не первый раз. Ауг выросла на почве «новой драмы» и много для нее сделала, и всегда была в поле внимания театральных лабораторий известного культуртрегера Олега Лоевского. Именно в рамках его инициатив она дебютировала в качестве постановщика: в Красноярском ТЮЗе в результате лаборатории «Вешалка» вышел спектакль «Горькие слезы Петры фон Кант», участвующий в этом году в программе «Маска Плюс» фестиваля «Золотая Маска». А в Казани, в рамках лаборатории «Город АРТ-подготовка», Ауг сделала на чердаке главного корпуса местного художественного училища эскиз по пьесе Матея Вишняка «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте».
В “Репетициях” Ауг работает с «Землей Эльзы» -- историей уральского драматурга, звезды новой драмы Ярославы Пулинович о русской немке, в свои 70 по-настоящему влюбившейся и столкнувшейся с непониманием окружающих. Ауг с ее талантом быть откровенной и любовью к перверсиям, выбирает, очевидно, только тот материал, с которым может совпасть лично. Свой эскиз по этой пьесе режиссер представит в июне 2016.
Сильная, яркая выпускница курса Марка Захарова в ГИТИСе, опытный режиссер, много работавшая в российских регионах — в Пскове, Абакане и Кудымкаре. На Таганке Потапова ставит шекспировского «Кориолана», что само по себе интересно: среди ее режиссерских качеств – умение «оборудовать» материал в простых игровых формах.
Еще один захаровский ученик на “Репетициях” работает с «Петербургом» Андрея Белого. Это очень интересный поворот в судьбе молодого постановщика: склонный к острой смеховой стихии, обладающий отличным чувством юмора, этот режиссер не первый раз берет материал, абсолютно выпадающий из жанровых форматов. До того была «Васса» в Театре на Малой Бронной, где Тыщук через семейный коллапс исследовал природу власти. Теперь – «Петербург», отражение мифологических российских сюжетов, материал, с которым часть творческой биографии Михаила Чехова, а уже в наши времена – Андрея Могучего.
Петербуржец, выпускник курса Григория Козлова (СПбГАТИ) будет работать с текстом нобелевской лауреатки Светланы Алексиевич «Последние свидетели». У Егорова – богатейший бэкграунд работы в питерских, сибирских, уральских театрах; ставил он и в Москве – лаконичный «Убийца» по пьесе Александра Молчанова в Белой комнате МТЮЗа выдвигался в 2012 году на «Золотую Маску» и участвовал в престижной Висбаденской биеннале. С прозой самой известной белорусской писательницы режиссер уже работал: спектакль «Победители» Томского ТЮЗа по «Цинковым мальчикам» и «У войны не женское лицо» участвует в программе «Маска Плюс» этого года. Егорову вообще свойствен гражданский пафос и стремление говорить на горячие темы через театр, по методу представляющий из себя смесь этюдного разбора и брутальных «рамочных» эффектов.
Коллекция режиссеров «Репетиций» охватывает более или менее всех тех молодых режиссеров, работающих сейчас на лабораториях и в репертуарных театрах страны. Ученица Сергея Женовача, Вера Попова (делает «Натана Мудрого» немецкого классика Готхольда Лессинга) интересно работала в Драматическом театре кемеровского Прокопьевске; Андреас Мерц-Райков («Мать» по Бертолту Брехту) – в Перми, Серове, Петербурге и Саратове. Бывший артист Самарского ТЮЗа Денис Бокурадзе (выбрал «Старшего сына» Александра Вампилова), став режиссером, открыл нам глаза на город Новокуйбышевск, где возглавил театр «Грань». 30-летний Артем Терехин (курс Олега Кудряшова в РАТИ), ставивший в Красноярске, Лысьве и поселке Мотыгино, делает Горького. Талантливая Александра Толстошева, выпустившая две работы в «ОКОЛО» Юрия Погребничко, взялась за «Ужасных детей» Жана Кокто. У опытного, но интересно развивающегося Кирилла Вытоптова в планах «Недоросль» Дениса Фонвизина; казалось бы, школьная программа – а на самом деле сложнейший текст, за который со времен спектакля Бориса Юхананова в вильнюсской Русской драме (1999) никто не брался всерьез. Обаятельный артист Алексей Золотовицкий, тоже выученик курса Кудряшова, ставит чуть ли не единственную в списке современную российскую пьесу – «Иллюзии» Ивана Вырыпаева. Ну и в рамках совсем другого жанра собирается выступить российская мюзикловая звезда Алексей Франдетти – в его планах нуар-история про Суини Тодда, брадобрея с Флит-Стрит.
«Репетиции» – большой проект, риски которого так велики, что победить их можно только количеством и набором имен. Чем больше этих показов будет в реальности, чем шире разброс школ, вкусов и опытов за плечами у участников, тем больше шансов на результат. Все-таки, хоть это и лаборатория, но она заточена на результат: строительство нового репертуара новой Таганки.
Источник - https://www.teatrall.ru/post/2990-kto-zavtra-budet-stavit-na-taganke/